Воскресенье, 05.05.2024
Деревянкина Наталья Анатольевна, учитель русского языка и литературы МБОУ "СОШ №11"
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
"Всё теперь не так?..Деревянкина Наталья Анатольевна,

 учитель МБОУ «СОШ №11» г. Старый Оскол.

 

 «Всё теперь не так…»? (Урок внеклассного чтения по рассказу В.Г.Распутина «Женский разговор»).

 

( Уроке был проведён в 9 классе. На нём присутствовали только девочки и их бабушки).

 

 Цели урока:

1)показать поиски нравственной истины героями рассказа В.Г. Распутина «Женский разговор»; организовать обмен опытом между людьми разных поколений;

2)формировать навыки анализа текста, умение самостоятельно рассуждать; способствовать развитию интереса к основам нравственной культуры;

3) подвести учащихся к пониманию нравственных устоев жизни, основанных на традициях народной культуры, любви, сохранения материнского предназначения женщины на земле.

 

Оборудование: мультимедийная презентация, аудиозаписи песен: «Любовь – волшебная страна» (автор текста Эльдар Рязанов, композитор А.Петров), «Мотылёк» (слова и музыка О.Газманова), «Женское счастье» (автор текста К.Арсенев, композитор И.Зубков).

 

Этический словарь

         Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил поведения.

         Мораль – правила нравственности, а также сама нравственность.

         Совесть – нравственное сознание, нравственное чутьё или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру.

         Стыд – внутреннее сознание предосудительного, уничиженье, самоосуждение, раскаянье и смиренье, внутренняя исповедь перед совестью.

         Достоинство – особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества.

         Долг – ответственность человека перед обществом и перед своей совестью.

         Честь – 1. Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя. 2. Целомудрие, непорочность.

         Целомудрие – 1. Девственность. 2. Строгая нравственность, чистота.

         Грех – вина человека перед Богом.

Вечные истины

         Береги платье снову, а честь смолоду.

Молодо-зелено.

Не зная броду, не суйся в воду.

Всякому овощу своё время.

Девичий стыд до порога, а переступила, так и забыла.

Честь лучше бесчестья.

Сердце сердцу весть подаёт.

Где любовь да совет, там и горя нет.

С милым рай и в шалаше.

 

Ход урока

 

I.Звучит романс «Любовь – волшебная страна» в исполнении В. Пономарёвой.  

 

II. Вступительное слово учителя.

Отправимся и мы сегодня в волшебную сказочную страну, чтобы убедиться, что для настоящей любви нет невозможного, она способна творить чудеса, её нельзя ни продать, ни купить.

Вспомните, как замирало сердце, когда слушали в детстве сказку: «Солнце в небе высоко, тропинка бежит далеко, бредёт по ней красна девица. Истомилась она, измучилась: за долгий свой путь три пары башмаков железных истоптала, три чугунных посоха изломала да три каменных просвиры изглодала».

– Помните эту девицу из сказки? (Марьюшка, «Финист – ясный сокол»).

– Ради чего оставила она отеческий кров, куда и зачем отправилась в столь длительное, тягостное путешествие? (В поисках любимого).

И до сих пор внутри холодок от страха: а вдруг да не добудится она в последнюю ночь жениха, не отведёт от него колдовские чары. И радостное потрясение от чуда, когда всего лишь одной слезой, упавшей на его щеку, она вырывает его у наваждения и уводит за собой.

Суждено Марьюшке трудный путь пройти, чтобы вернуть своё счастье. Женское счастье…

Не только сказка, но и жизнь часто приводит нас на распутье, на развилку трёх дорог, и выбрать одну, самую верную, и идти по ней достойно, не так уж просто.

В чём оно, женское счастье? Где и как найти его? Как стать любимой?

Для всех женщин, героинь русской литературы, любовь – высокое чувство, великая радость и тяжёлый крест, откровение и тайна, огромное страдание и самое большое счастье, лишь только ею живёт и хранится душа.

История знает любовь рыцарскую, как поклонение прекрасной даме, любовь платоническую, духовную. Примером здесь может стать любовь Петрарки. Лаура, воспетая поэтом, «заурядная жена» заурядного авиньонца, имевшая одиннадцать детей. Но… она улыбнулась. Она побледнела. Она наклонила голову.

Вспомните «Повесть о Петре и Февронии» о любви бескорыстной, чистой, светлой и нежной. Вместе отошли Пётр и Феврония в мир иной.

Читаешь и поражаешься… А было ли когда-нибудь такое?

Современная девушка Вика, героиня рассказа В.Г. Распутина «Женский разговор» утверждает, что «всё теперь не так».

Быть может, она права, потому как сегодня, в наше отнюдь не целомудренное время, в представление о любви внесены радикальные  изменения. Думаю, что разобраться в столь сложном вопросе нам поможет рассказ Распутина, обмен мыслями, высказывания, собственные размышления о себе, своих стремлениях и нравственном выборе пути.

 

III. Задание присутствующим.

 – Обратимся за помощью и к нашим гостям как представителям другого поколения, людям, имеющим жизненный опыт.

Методика «свитка». Написать в нескольких словах, что же «теперь не так» в сегодняшней морали. (Учащиеся выполняют подобную работу дома).

 

IV.Прослушивание аудиозаписи «Женское счастье» в исполнении Т. Овсиенко.

 

V. Обсуждение рассказа.

Итак, женский разговор…

– Постройте ассоциативный ряд к слову «разговор», открывая его смысл. (Соразмышление, раздумье, обмен мнениями, беседа, собеседование, диалог, сопереживание).

– Прочитаем первую фразу рассказа: «В деревне у бабушки посреди зимы Вика оказалась не по своей доброй воле». Попробуем и мы смирить бешеный ритм городской жизни. Разговор пойдёт неспешный, несуетный, ведь он в деревне, у бабушки, посреди зимы, которая предстаёт «по белому полю нежной синевой», обдаёт холодом, завораживает с первой страницы, даёт возможность поднять глаза «к звёздному небу с юным месяцем».

– Что привело Вику к бабушке в деревню?

– В центре повествования две героини, две судьбы. Познакомимся с каждой поближе. (Сообщения учащихся).

 

VI. Чтение эпизода в лицах.

– Переживём вместе с героинями бессонную ночь, послушаем их ночной разговор. (Эпизод заканчивается словами «И – замолчали, каждая со своей правдой»).

 

VII. «У каждого – своя правда».

Сравнительный анализ.

У каждого – «своя правда». (Прочитать ответы гостей, учащихся. Получается достаточно ясная палитра мнений, взглядов, соображений).

Правда Вики

Правда бабушки

«Всё теперь не так…»

 «… всё надоело».

 

«Ишо жить не начала, а уж всё надоело. Что это вы такие расхлябы без интереса к жизни?»

2. Представление о женщине

«Женщина сейчас та… которая целеустремлённая». (Целеустремлённая – властная и уверенная в себе женщина без дома и семьи, без привязанностей и обязанностей – новая героиня наших дней).

«Женщина теперь сильнее…»

«Самые разнесчастные бабы. Это собака такая есть, гончая порода называется». «Баба своей, бабьей породы должна быть».

 

 

 

«Да не надо сильнее. Надо любее».

3. Представление о невесте.

Какой должна быть невеста?

«Да кто сейчас на это смотрит».

«Лаская, да чистая, да звонкая, без единой без трещинки, … белая, да глядистая, да сладкая». «С лёжи супружьей…»

VIII.Беседа

-Что мешает понять друг друга бабушке и внучке? Почему диалог переходит в полилог? ( Разговор двух поколений).

И если каждый свой духовный опыт нарабатывает самостоятельно, проходя через ошибки, утраты, поступки и подвиги, то возможен ли диалог – обмен опытом между разными поколениями?

На нашем уроке присутствуют также представители двух разных поколений. Обратимся к их размышлениям на тему, что же «теперь не так» в современной нравственности.

Вот что думают по этому поводу наши гости, представители старшего поколения, имеющие жизненный опыт, возможно, прошедшие через ошибки и разочарования.

– Чтение анкет.

А теперь младшее поколение, ровесники героини Распутина.

– Чтение анкет.

(Поразительно, что мнения во многом совпадают. Вот вам и конфликт двух поколений).

Но ведь и бабушка с Викой, хотя и говорят на разных языках (помните, упрёк Вики: «Тебя об одном спрашиваешь, ты о другом»), в чём-то всё же сходятся.

-В чём же мысленно, про себя всё-таки соглашается бабушка с внучкой? («На какой-то холодный продуваемый простор выгнан человек…)

 

Учитель. В этом общем гоне никто не сумел подобрать ключи к душе Вики, да и некогда было это сделать. В ней явно что-то сломалось, и она не знает, как жить дальше. Может быть, бабушка сумеет заставить Вику взглянуть на жизнь по-новому?

– Итак, бабушка Наталья. Счастливый ли она человек? Была ли в её жизни любовь?( Сообщение учащегося).

 

 Учитель. Русской литературе свойственно понимание любви прежде всего как глубокой духовной связи, духовного единения. Обратимся опять к той же сказке. Помните, женился Финист-ясный сокол в далёком городе на просвирниной дочке, завлёкшей, околдовавшей его чувственным, женским, природным началом над мужчиной. Власть этой силы велика, ведь сумела же просвирнина дочка подчинить себе даже Финиста, который до того вольным соколом летал по поднебесью. Он и теперь туда взмывает, да по её желанию к ночи к ней же и возвращается. Днём она не властна над ним, но к вечеру наступает её пора, покоряется её завораживающей, меняющей силе добрый молодец.

Но и эта сила уязвима, оттого что порождена она тёмным миром, а не светлым. Дано ей обманом, лукавством, бесовским наваждением одурманить душу, но не дано удержать, если рано или поздно суждено ему будет очнуться. Над плотским, низким всегда одерживает победу высокое, духовное.

– Как показывает Наталья обусловленность «приласки» духовной близостью, ощущением родства? («Свой он и есть свой. И запах свой, и голос, и приласка не грубая, как раз по тебе». «Когда он прикасался ко мне… Чужой так не сумеет». «Во всём белом свете не найду я бабу лучше и добрее, чем ты», – звучит, как сказочный, фольклорный оборот речи. «У людей пожеланье, угаданье друг к дружке должно быть»).

- Чтение индийской притчи. «Юноша пришёл ночью к любимой девушке и тихо постучал в дверь. Она спросила: «Кто это?» – «Я», – ответил юноша. Она не открыла, и он ушёл. На следующую ночь повторилось то же самое. На её вопрос: «Кто это?» - юноша снова ответил: «Я». Она опять не открыла дверь. В третью ночь на тот же вопрос девушка услышала: «Я – это ты!» И дверь отворилась».

– Как соотносится содержание притчи с рассуждениями мудрой бабушки Натальи? «… еройство у тебя это было или грех»?

- Какой вы представляете её в молодости?

- Что значит в русской традиции «жить за ним»? Что оценила, увидела женским сердцем Наталья в Николае?

- Почему рассказывает внучке историю Дуси?

- Как быть «любее любой»?

- Какой закон «ранешной любви» открывает бабушка внучке?

- Что значит «любить» в её понимании? (Запись на доске. Любить – заботиться, жалеть, отдавать, терпеть, сберегать, сохранять).

Учитель. Таково определение любви в семейно-бытовом, житейском проявлении. Любовь – это прежде всего отношение. Многое теперь не так. Но именно чувство любви не меняется с вековым течением времени. Счастье испытать это чувство сегодня так же велико, как и в прошлом веке.

В современной незамысловатой песенке, которую вы слышали на уроке, утверждается главное:

Женское счастье…

Был бы милый рядом.

Ну а больше ничего не надо.

Женское счастье.

IХ. Обобщение.

1. Что, с точки зрения бабушки, должно сохраняться в женской судьбе, несмотря на перемену всех устоев жизни?

2. Что значит для Вики разговор с бабушкой? Затронул ли он её?

3. Исходя из философских размышлений мудрой распутинской старухи, какие этические категории вы выделили бы сегодня как основополагающие и жизненно необходимые? (Прочитать запись на доске: нравственность – …)

Учитель. За размышлениями старухи стоит автор, В.Г. Распутин, мудрый, тонкий, несущий за плечами свой собственный опыт, тайну глубинного знания жизни, ненавязчиво помогающий нам подняться в своём развитии выше, стать чуточку добрее, чище, совестливее.

 

X. Заключительное слово.

Жизнь нельзя отложить на потом. В ней всегда есть главное, а есть второстепенное, и различать это нужно сегодня, каждый день, каждый миг…

Литература – хранительница нравственных ценностей жизни, и ценности эти замечательно просты, как просты вода, хлеб, любовь, рождение и смерть человека. Это – основополагающая простота человеческого бытия.

Любовь же – «величайшее счастье изо всех доступных человеку, но сама по себе она не наслаждение, не удовольствие, не успокоение, а величайшее из обязательств человека, мобилизующее все его мировые задачи, как существа посреди мира».

Сама о себе любовь говорит: «Приближающийся ко мне приближается к огню, но тот, кто уходит от меня, не достоин жизни… Истинная радость, и счастье, и смысл бытия для человека только в любви, но она страшна, ибо страшно обязывает, как никакая другая из сил мира».

Пережив сегодня вместе с Викой трудную жизненную ситуацию, надеюсь, вы поняли, что нужно готовить себя к жизни «устоятельной», как говорит умудрённая опытом Наталья, потому что без «устои так тебя истреплет, что  концов не найдёшь».

Отправляясь в жизненный путь, возьмите с собой в дорогу  совесть, достоинство, высокие представления о нравственности. Не забудьте вечные истины, заключённые в пословицах и поговорках, в мудрых высказываниях.

Остерегайтесь, не делайте ничего без любви. И она обязательно придёт.

 

XI.Прослушивание аудиозаписи «Мотылёк» в исполнении О. Газманова.

Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz